Нейроинформатика

       

Прямые, обратные и комбинированные задачи информационного моделирования


При формулировании постановки информационной задачи предсказания реакции исследуемой системы при ее известном состоянии на заданные внешние воздействия, т.е. получения величин Y при заданных X исследователь имеет дело с прямой задачей. Прямая задача является типичной при моделировании поведения системы, если запросы к информационной модели носят характер что-если.

Другим важным классом информационных задач являются обратные задачи. Целью обратной задачи выступает получение входных величин X, соответствующих наблюдаемым значениям выходов Y. При моделировании сложных систем соответствующий запрос к модели формулируется, как поиск внешних условий, которые привели к реализовавшемуся отклику системы.

Для большинства приложений чисто обратные задачи встречаются относительно редко, так как обычно имеются дополнительные сведения о системе. Например, кроме измеренного отклика, могут быть известны переменные состояния системы и часть параметров воздействия. В этом случае задача относится к классу комбинированных задач: по известным значениям части компонент входного X и выходного Y векторов восстановить оставшиеся неизвестные компоненты.

В общем случае моделируемая системная функция может быть представлена в виде (X,Y)=F (X, Y). В этом случае комбинированный вектор (X,Y) рассматривается одновременно, как входной и выходной. В этом смысле, произвольная задача допускает комбинированную постановку.



Содержание раздела