Логические нейронные сети




Самообучение на основе ситуационного управления - часть 4


Пусть поступила входная ситуация Х, для которой необходимо найти решение Y. В АП находятся два вектора X1

и Х2

, минимально отличающиеся по всем координатам от вектора Х. Для этих векторов там же записаны векторы решения Y1

и Y2

соответственно. Однако если для компоненты xi

выполняется условие xi

xi(1)

(xi?xi(1)) , то желательно выполнение условия xi

xi(2)

( xi

xi(2)

), i = 1, ..., m. Эта желательность обусловлена преимуществом интерполяции по сравнению с экстраполяцией. Таким образом, находится "вилка", которой принадлежит входная ситуация.

Управление с помощью ассоциативной памяти

Рис. 7.1.  Управление с помощью ассоциативной памяти

Тогда, опираясь на известные решения на границах этой вилки, необходимо выдать промежуточное решение для данной ситуации. Это можно сделать методом той же обобщенной интерполяции:

 y_i = y^{(1)}_i+ (y^{(2)}_i - y^{(1)}_i) \cfrac {r(X, X_2)} {r(X_1, X_2)},i =1, \dots, n; \\ r(X, X_2) = \sqrt {\sum^m_{j=1}(x_j-x^{(2)}_j)_2}

Здесь r(X,X2) и r(X1,X2) (находится аналогично) – расстояния между векторами Х и Х2

, а также Х1

и Х2

.

Если известно, что точность Y достаточна, принципиально возможно дополнение АП новой строкой

ТочностьY

т.е. информацией о новом полученном опыте.

Однако целесообразная динамика развития и уточнения АП как базы знаний представляется иной. Далеко не всегда будет правильным развитие базы знаний только на основе ошибочного принятия решений. "Учение на ошибках" может привести к трагедии (или к частному срыву процесса управления), особенно на этапе обучения системы.

Обучение системы целесообразно проводить на достаточно точной модели, максимально использующей точный расчет компонент решения. Применение модели для обучения используется не только на специально предусмотренном этапе обучения системы, но и вне реального цикла управления, т.е. когда система работает в режиме дежурства, параллельно с функциональным контролем. Такой алгоритм ее работы представлен на рис. 7.2.

Схема самообучения с ассоциативной памятью и моделью

Рис. 7.2.  Схема самообучения с ассоциативной памятью и моделью




Содержание  Назад  Вперед