Логические нейронные сети



Динамизм обучения - часть 2


Того же требует технология трассировки - "прокладывания" опорных путей в сети. Она ставит вопрос ребром: "Что делать, если событие наступило?"

Как и все знания в основе нашей мудрости, сеть должна эволюционировать: пополняться и развиваться. Лишь на этой основе можно ставить вопрос не только об обучении (с учителем), но и о самообучении.

Таким образом, мы не сразу предъявляем сети весь обобщенный эталон, например, A1&B1&C1&C2&C3&C4&C5, приводящий к решению R1, а последовательно развиваем его, предъявляя частные эталоны "в полном смысле" - как единичные значения соответствующих булевых переменных или целых. Возможно, что мы не все такие эталоны даже можем перебрать практически. Например, спустя год после успешной деятельности Компании Петя впервые направился к Марине, торгующей тибетским бальзамом. Пусть лишь глубокий анализ ситуации показал, что это требует трассировки решения A2&B3&C3

R4.

Конечно, мы можем поступить просто. Мы можем по вновь появившимся частным эталонам сформировать новые обобщенные эталоны и, отвергнув все ранее проведенное обучение (положив все веса связей в нейросети равными нулю), вновь произвести обучение нейросети по всему множеству обобщенных эталонов, включая уточненные. Однако это может противоречить динамике всего совокупного процесса обучения и распознавания, непрерываемому участию сети в системе управления, малой трудоемкости обучения. Обучение должно быть столь же оперативным и динамичным, как распознавание.

Другой путь учета новых эталонов заключается в "обнулении" или минимизации лишь тех весов связей, которые обусловлены предыдущим значением обобщенного эталона, приводящего к тому же решению. Это выводит использованные ранее нейроны в ресурс. Затем трассировка может быть выполнена заново по уточненному обобщенному эталону. Этот путь может оказаться более коротким, если не учитывать затрат на ликвидацию следов присутствия устаревшего обобщенного эталона. (Операции "чистки" весьма распространены в практике человеческой деятельности!) Мы не оспариваем этот путь, полагаясь на творческое, критическое настроение читателя, и признаемся честно, что мы этот путь не исследовали, полагаясь на интуицию.


Содержание  Назад  Вперед