Ввод и "разглядывание" эталонов и образов - часть 2

Рис. 2.13. Реакция на внезапность

Рис. 2.14. Беспорядочное сканирование
Впрочем, говоря о туристах, можно говорить о конечной, усредненной реакции на всю группу. Ведя обзор, сеть постепенно, по критериям обучения "это хорошо - это плохо", воспринимая "настроение" как последовательное добавление элементов радости и огорчения, приходит к некоторому окончательному состоянию, обусловленному тем, сколько того и другого она увидела. Тогда для разных групп туристов или экскурсантов это состояние будет разным. Это может стать источником веселья и шутливого "поощрения" той группы, которая привела объект в радость, и "осуждение" группы, ввергнувшей его в печаль.
Итак, в каждом такте обзора, формируется сегмент, содержимое которого необходимо распознать. Чаще всего целесообразно допущение о том, что в элементарном сегменте (или в "окне просмотра") при дискретном сканировании находится не более чем один значимый объект. Пусть это - максимальная область текста, вмещающая единственную букву, написанную с допустимой долей небрежности. Как помочь себе же разглядеть эту букву? По-видимому, следует пытаться разместить эту букву на входном слое так, чтобы она максимально соответствовала тому размещению эталонов, с помощью которых производилось обучение. Тогда распознавание заработает правильно (рис. 2.15). Такой процесс "разглядывания" может предполагать:
-
поиск возможности совмещения условного центра элемента изображения и центра экрана - входного рецепторного слоя сети (фокусировка);
- поиск варианта масштабирования элемента изображения (приближение - удаление);
- поиск угла наклона и др.
В результате таких пробных действий может вдруг "запуститься" процесс распознавания, хотя, возможно, и ошибочного. Что ж, в жизни бывает и так.

Рис. 2.15. Поиск условия узнавания
Этот процесс выделения и размещения в попытке инициировать распознавание мы можем сравнить с концентрацией нашего внимания и с фокусировкой, понимая, что наше зрение в каждый момент всегда сконцентрировано на элементе изображения, держа его в фокусе, в целом производя обзор и разглядывание всего изображения [26].
Напомним, что работа нейросети тактируется. Тогда развитие сценария в увлекательной многофункциональной детской игре с обучаемым компьютерным человечком КОМПИ может быть таким, как представлено на рис. 2.16.

Рис. 2.16. Реакция на распознавание в реальном времени